25 окт. 2009 г.

О Духовности. Личный опыт

Всё. Не могу больше молчать.
Это к вопросу о  деньгах, который подняла в своём блоге Марина Петрова, а эстафету подхватила уже на своём Екатерина Бокитько.
Которая задала невинный вопрос "Сколько денег вам нужно для счастья?"
Причём, и улыбку поставила, и незабвенных Шуру Балаганова с великим комбинатором вспомнила, намекая, что это цитата.

Так нет, народ всерьёз начал её учить, что не в деньгах счастье, и ещё про духовность много чего написали. Почитайте, улыбнитесь!
А я читала, читала, да не выдержала. И в комментариях написала, а потом поняла, что вопрос шире, и нужно высказаться здесь, у себя.
Так вот, высказываюсь.
Про духовность. Поскольку я по профессии музыкант (закончила консерваторию), о духовности знаю не понаслышке. И счастлива всегда была, что такую професиию выбрала, что занималась всю сознательную жизнь созданием духовных ценностей.
Но вот пришли лихие 90-е, и оказалось, что создание духовных ценностей  в нашей стране , не так почётно, как все мы думали, а оказалось, что нас просто-напросто обманывали всё это время. Дураков из нас делали, безжалостно используя нашу любовь к музыке.
Ведь если бы профессия музыканта действительно была бы почётна, за неё не платили бы такие копейки, не унижали бы нас в такой степени.
И тут нужно было что-то делать. Причём, ситуация была такая, что думать было уже некогда. Трясти надо было (если помните этот анекдот).
И люди, музыканты, выживали в это жуткое время по-разному.
Сейчас я понимаю, что эта ситуация для меня - просто большая удача! Иначе я бы никогда не узнала, что такое сетевой маркетинг. Конечно, встреча с СМ перевернула мои представления о жизни вообще, и о моей в частности. Всё как-то встало на свои места.
Я поняла с большим сожалением, что музыка - это не вся жизнь. Конечно, любимая, интересная, но всё-таки, только часть. Оказалось, что мир за стенами нашей оранжереи другой. Довольно жёсткий. Всё очень серьёзно: да-да, нет-нет. И никаких экивоков, никто смягчать ничего не хотел, приспосабливаться к нам, таким тонким и чувствительным, абсолютно не собирался. Сейчас я понимаю, что это нормально. А тогда...
Знаете, было ощущение, будто зимой балконная дверь распахнулась и морозный воздух ворвался в квартиру. И закрыть-то эту дверь невозможно было. Всё. Снегу махом намело и можно было выжить, только закутавшись с ног до головы во что-то тёплое.
Огромная масса интеллигентных людей просто ушла во внутреннюю эмиграцию, забилась в уголок, надвинула шапки поглубже и надела наушники на уши, чтобы не слышно было шума с улицы. Потому, что просто больше ничего делать не умела. И радовалась тому, что на прилавках хотя бы стали появляться запретные раньше книжки.

Знаете, тогда музыканты  начали учиться сажать картошку. Один из наших консерваторских профессоров, тяпал, тяпал своими неприспособленными к этой работе пианистическими руками. Потом, закончив, упал в межу мордой, и проговорил: " Спасибо партии, что научила картошку тяпать". No comments.



   А я после первой в моей жизни презентации пришла в такой неописуемый восторг, что решила тут же, не ожидая спонсора, сама всё людям рассказать. Побежала в консерваторию, собрала вокруг себя народ, и давай брызгать слюной в разные стороны. Сомневаюсь, что говорила внятно, но, помню, очень хорошо поняла на презентации, что это хороший выбор для всех, а значит, и для нас тоже, и пыталась это доступным способом донести.
И вдруг в какой-то момент в лице одной из слушающих меня с открытыми ртами, появилось что-то такое, что я внезапно поняла: "Всё. Они артистки, а я теперь - торговый работник".
И эта мысль пронзила меня прямо посреди фразы. Я увидела вот это лёгкое презрение у неё в лице. Она будто отдалилась от меня и стала как-то внезапно выше, а я, сооветственно, по теории Эрика Бёрна, ниже. " Все на аэроплане, а я - в помойной яме".Сейчас-то я понимаю, что другой реакции на мою неграмотную попытку презентовать бизнес не могло и быть. Обыкновенная неудачная презентация. Ничего особенного.Но тогда...

Помню, эти слова всплыли в моём мозгу. Я как-то осеклась и не смогла продолжать свою, бывшую до этого момента такой пламенной, речь. Народ, поняв, что цирк закончился, стал расходиться, обсуждая, а что такое только что было, и что это нам Неля тут рассказывала?
Что я пережила, знаю только я. Поняла я, верней не так.Мне дали понять, что я предала профессию. Что только что я перестала быть белой костью и стала обыкновенной торгашкой. Образ торгового работника советского времени не надо описывать? Помните толстую тётку в грязном переднике,  пергидроленная голова в перманенте, а руки густо унизаны перстнями невозможного размера каратов? И эти знаменитые "недовес - обман"?

Так вот, я стала именно этой тёткой. Всё. Теперь я - она. И дороги обратной мне нет. Потому, что я сделала что-то такое постыдно-неприличное. В какую-то грязь наступила и вся теперь уж навсегда измазалась - не отмыться.
Я действительно думала так. Я действительно всё это ощущала. Но выбора не было - нужно было кормить семью, и я закрыв глаза, нырнула в этот омут с головой. Предварительно подумав: " Ну ничего, посмотрим, кто кого". И ещё подумала я, что весна покажет, кто у нас музыкант, а кто - торговый работник.
Через несколько месяцев, когда у меня начало что-то получаться ( критерий - результат. Только он может удержать на плаву!), я стала выпрямляться понемногу, голову поднимать.
Стала выдыхать, что ли, смогла как-то оглядеться вокруг, и вот этот внутренний зажим как-то приотпускать.
Как вы догадываетесь, за это время у меня произошли колоссальные внутренние изменения, и на мир я смотрела уже другими глазами.
Во-первых, выяснилось, что сетевой маркетинг - это не так и страшно, как казалось вначале, а вовсе даже и приятно. Первое время, когда люди на презентациях на меня стали показывать руками, и вслед мне неслось :"Лидер", я вообще не могла понять, о чём это они? "Я ребёнку покушать добываю, отстаньте от меня, не понимаю я никаких ваших лидеров-не лидеров. Я не для вас тут ношусь, как ошпаренная! Мне семью кормить надо!"
Потом мне стали доверять выступать на презентациях, потом вести их. И оказалось, что это у меня неплохо получается. Успех окрыляет, конечно. Да и денежные знаки, которые ежедневно стали появляться в моих карманах, знаете ли, способствуют. Честно скажу, уверенности и остойчивости прибавляют.Оказывается.
До этого нас кормили сказками о высокой духовности и неприличии даже говорить о деньгах. Парить над, так сказать. И, знаете, получалось у них убедить нас, что деньги в нашей жизни - лишнее. Что стыдно их хотеть, а уж иметь-то вообще просто неприлично!

Помню первую в своей жизни продажу, когда стояла я перед дверью с пересохшим горлом, не в силах её открыть.
Мне казалось, что на лбу у меня огненными буквами написано" КОНСЕРВАТОРИЯ", и когда я зайду - всяк это увидит и должен будет по моему сценарию сказать: " А! Так это ты предала профессию? А ну поди сюда, мы тебя сейчас будем у позорного столба помидорами гнилыми закидывать и презреньем всячески обливать!"
Попробуйте, имея такой сценарий в голове, открыть всё-таки дверь и начать хоть что-то говорить!

 А надо сказать, что перед этим я обратилась к более опытным коллегам с просьбой помочь мне сделать продажу потому, что я раньше этого не делала, и не знаю, какие слова говорить. Один, более опытный (он пришёл в бизнес на 2 месяца раньше меня и был в моих глазах наикрутейшим профессионалом) согласился меня сопроводить по данному мне адресу, чтобы я, стоя в сторонке, посмотрела, как надо правильно.
И вот стоим мы перед заветной дверью в отдел, где сидят несколько дам, я, надеясь на его помощь(потому, что в горле всё пересохло и язык к нёбу прилип), открываю-таки дверь. Все оборачиваются в нашу сторону и смотрят. Пауза. Мой провожатый молчит, как рыба об лёд. Тогда, понимая, что пришёл мой смертный час, я с трудом разлепляю губы и хриплю:" А вот, посмотрите, что мы вам принесли...". К моему удивлению, все дамы тут же с головой ныряют в коробку и оттуда уже спрашивают: "А вот это что? А то сколько стоит? И т.д..."
Тут меня кидает в жар, и я впадаю в другую крайность. Думаю: " Как это я с консерваторией стою тут перед вами, а вам-то, оказывается, я совсем неинтересна, вы меня-то игнорируете вовсе, я вам нужна только, как голос за кадром?"
В общем, в тот день я прошла боевое крещенье. Мы прошли четыре этажа, плотно набитых дамами разного возраста и комплекции, заглядывая в каждую комнату. К последней комнате моё мастерство выросло на недосягаемую высоту, естесственно (столько повторений!).
Парень этот так ни разу рот и не открыл, что не помешало ему поделить наш выигрыш:). Правда, в следующий вояж я его не взяла уже, к его великому огорчению потому, что смутно догадывалась, что справлюсь без него.

Так вот, через некоторое время, уже выпрямившись, я решила посмотреть, а что вапще в мире делается-то, когда я так мастерски шлифую искусство продаж и презентаций? Что там у нас, в консерватории, делается?
И оказалось, что всё это время я и профессионально не потеряла - концертов играла больше, чем она ( а кто  ж меня от них освобождал?), и,  занимаясь сетевым маркетингом, смогла не только не утонуть, но и, вынырнув, заработать денег! Плавать научилась, образно говоря.  Я в рассылке описываю сетевой маркетинг, как остров, со всех сторон окружённый водой. Сейчас не буду про остров. Кому интересно - в рассылке почитают.
 А она так и посматривала на меня свысока, пока я уже окончательно не поняла, что это простая советская спесь. И что, очевидно, у неё  в сетевом просто не получилось бы ничего. И единственное, что она могла этому противопоставить - высокомерное  презрение к деньгам. Заработать их она не умела, поэтому пришлось выбрать такую форму защиты своего самолюбия.

  Знаете, такие люди презрением и высокомерием прикрывают своё неумение найти выход из сложной жизненной ситуации, нежелание делать шаг в сторону, страх пойти нехоженными тропами. Неспособность заработать деньги, наконец.

Вот, нашла высказывание  Кессона : " Прибыль получают способные, а остальным достаются убытки. Искусство получения прибыли — одно из самых полезных и необходимых искусств, известных человечеству. Те, кто с презрением относятся к деланию денег, или глупцы, или снобы. Они редко бывают искренни, воображают, что стоят выше того, чтобы делать деньги, но обычно они находятся ниже этого. "
Это не я сказала. Это великий Кессон, чья книжка "Аксиомы бизнеса" актуальна до сих пор.

А все эти разговоры о духовности - мыльный пузырь, который моментально лопается при встрече с реальностью. Ни одного шага в этой жизни не шагнуть без денег. Закон.

Повторяю свой вопрос, заданный в комментариях у Бокитько: Посмотреть на Мону Лизу, это духовное занятие?
Как будто бы да. Даже, безусловно да.
А для того, чтобы доехать до Парижу, деньги нужны? А билет в Лувр денег стоит? И знаете, каких? 8,5 евро. Правда, в пятницу с 5-ти вечера вход стоит 5 евро. Но времени мало в пятницу получается. Не успеть. Разве что, вы в Лувре не в первый раз, и вам только одним глазком на неё взглянуть.

Вы спросите любую "высокодуховную" личность про Мону Лизу и посмотрите на выражение лица, когда вы калькуляцию расходов проведёте.
 Да и книжки бесплатно с компа скачивать, тоже ведь сам комп сначал купить надо, да за трафик платить ежемесячно.
А то эти, так называемые "высокодуховные" просто не кушают-не какают! Одной только духовно пищей питаются, вот и отходов нет никаких поэтому! А на сцену в прозрачной паутинке выходят. И туфли у них - из скорлупы ореха, ну да, ну да...

 Ребята! Сейчас, чтобы быть артистом, такие деньги нужны, я вам скажу! Смотрите сами: платье концертное раза 2 в год новое нужно палюбому. Это тыщ 5-10. Минимум. Если повезёт. Туфли концертные, которые только на сцену, красивые, с тонким каблуком - тыщ 5, не меньше.Если не больше.
А причёску сделать?  3 тыщи.
Красиво же надо, чтобы люди удовольствие получили, правильно?
А потом, в день самого концерта вы что, на автобусе поедете, а через руку саквояж с платьем-туфлями?
Такси, конечно, а как по-другому?
А если у вас таких выступлений 3-6 в месяц?
Посчитали затраты?
Духовной пищей людей кормить - в копеечку обходится артисту!
А я последнее время уже и афиши своих концертов сама печатала.
Филармонические уж больно куцые. Думала, уже прямо всё за них сама делаю, причём за свои деньги, естесственно. Наврное, если б они пошлину установили за вход на сцену, только в этом случае бы остановилась и не пошла бы выступать.
Потому, что  сцена - чистой воды наркотик. Когда меня спрашивали сколько раз, зачем я хожу в филармонию за такие деньги, когда у меня есть возможность уже давно этого не делать, другого, более вразумительного ответа не нашла. Перестать это делать по своей воле совершенно невозможно:)
А вот, когда я звала кого-нить из своих товарищей-музыкантов  зарабатывать деньги, чтобы не сетовать в курилках об их отсутствии, вы бы видели их глаза! Опять тот же взгляд, опять гордо головы поднимают и говорят слова всякие про духовность.
А потом до получки просят занять.

А знаете ведь вы выражение "Нищие, но гордые"?
А скажите, плиз, какая гордость может быть  в нищете?
Когда по помойкам пищу добывают. Где тут гордость-то? А?

 Ленка моя (одна из Директоров) пошла работать в консерваторию педагогом. Года 4 назад. Всё чин чином, "Елена Валерьевна, ах простите, да конечно". Но вот когда она решила на своей кафедре шанс дать людям, попутно, левой рукой, так сказать, одна наша, "высокодуховная" позволила себе кинуть ей фразу " Шведам продалась!".
Сказать просто другого, видно, ничего не смогла, так хотя бы так пригвоздила.
Духовность свою таким образом продемонстрировала.

А через год смотрю, зарегистрировалась к Ленке!
Я с большим трудом  удержалась, чтобы, позвонив, не спросить: " Как же ты смогла шведам-то продаться? Как не стыдно тебе, а ещё в консерватории работаешь!"
Не стала уж смущать. А так хотелось:)

Понимаете, столько мусора у нас в головах советская власть оставила, что просто невозможно. Правда, умные люди и тогда, и сейчас нормально относятся к тем, кто умеет своей жизнью сам распоряжаться. Такие любой труд и любого человека уважают. Никогда никакой спеси от умных я не слышала. Ни грана презрения, ни малейшего намёка на это.

А как слышу  разговоры про духовность, когда о деньгах спрашивают, сразу понимаю : " Вот ещё один высокодуховный митингует." Скучно становится сразу. Не хочу даже говорить на эту тему, убеждать кого-то в чём-то.
Пусть их.
Не могут они. Хоть что-то оставим им.
Хучь высокодуховность эту. Пусть самолюбие тешут.

Совсем о другом хотела написать. Съехала вон куда.

11 комментариев:

  1. Нелли, потрясающий пост! Обеими (или обоими) руками Вам аплодирую! Когда приглашала в бизнес одну из своих преподавательниц в музыкальной школе - у нее были примерно такие же глаза, как у ВАшей спесивой дамы. И абсолютно Вы правы: никогда от умного человека спеси не услышишь. И во всем остальном - тоже правы. Просто здорово!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наталья!
    Так вот ведь! Зацепило за душу, вспомнила своё начало...
    А Вы абсолютно правы, Наталья! Ни один приличный человек так себя вести не станет...
    Только так называемые "высокодуховные":)

    ОтветитьУдалить
  3. Блестяще, Неля! Беру этот пост для представления Вас в своём блоге. Хочу там организовать Клуб Дам Непреклонного возраста. Не возражаете?

    ОтветитьУдалить
  4. Нелли, спасибо-сильно!
    И очень похоже на мою историю.
    Видимо, только пройдя через такую ломку, можно поменять кожу и изменить свою жизнь...

    Вам дальнейших успехов и радости в жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. Нина: да всегда за! Отличная идея!

    ОтветитьУдалить
  6. Женя: Да? Ну ничего, зато за одного битого, как известно...Зато мы знаем, почём фунт лиха и ни за какие коврижки свою свободу не отдадим.

    ОтветитьУдалить
  7. Нэлли. Музыканты играющие за деньги никогда не ценились и ценится не будут. Ценят только тех музыкантов, которые сами создают музыку. Музыку ради удовольствия, а не денег. К таким музыкантам деньги приходят сами. :)

    ОтветитьУдалить
  8. Вы это точно знаете, или это Ваше мнение, Вадим?

    ОтветитьУдалить
  9. Ну Вы, Вадим, дали! Только Моцарт, непревзойдённый гений, создающий музыку и умерший в нищете как-то с Вами не согласен. Не будь великих исполнителей вроде Рихтера или Когана, играющих за деньги, Вы бы те великие творения гениев тоже вряд ли услышали.

    ОтветитьУдалить
  10. Как-то Вы, Вадим, опрометчивы. Приведите примеры таких музыкантов. И желательно уточнить, чем они кормили семьи,пока создавали музыку ради удовольствия. Т.е. сколько же денег к ним приходило.

    ОтветитьУдалить
  11. Вот-вот, меня это тоже интересует, кто их кормил всё это время?

    ОтветитьУдалить